MENU

Есть на свете умные, светлые головы...Знакомтесь. Вот одна из них: Лариса Михайловна Стефанова

Эта страница полностью из ее блога:   http://www.eorhelp.ru/node/66210

Использование социальных сервисов WEB 2.0 на уроках литературы в 5-9 классах

Поэтический калейдоскоп - один из инструментов сервиса ImageChef. Он позволяет объединить текст с изображением и представить свои любимые стихотворения. Вот пример использования этого инструмента: стихотворение Марка Лисянского "Он идёт среди прохожих..."

Этот "Поэтический калейдоскоп" можно использовать в качестве эпиграфа в начале изучения темы "Жизнь и творчество А. С. Пушкина".
Задания:
1) Подготовьте выразительное чтение стихотворения М. Лисянского "Он идёт среди прохожих".
2) О чём это стихотворение? На какие особенности личности и творчества А. С. Пушкина поэт обращает внимание?
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся "по следам" поэтического калейдоскопа написать эссе "Мой Пушкин".

Сервис Mindomo. С помощью данного сервиса можно создавать карты знаний на любые темы. Информацию можно представить в виде яркой схемы, которую возможно  изменять, устанавливая связи между элементами, маркируя их значками, можно добавлять  ссылки на Интернет-ресурсы, звук, видео и изображения, а также заметки. Карту, созданную при помощи сервиса Mindomo можно просматривать в полноэкранном режиме, как презентацию, можно просто распечатать и поделиться с коллегами через ссылку или вставку схемы на Интернет-страницу.
Вот так выглядит карта знаний "Этапы жизни и творчества А. С. Пушкина":



Задание: подобрать иллюстративный материал, поэтические строчки и подготовить рассказ об определённом периоде жизни А. С. Пушкина (по выбору учащихся).

Hot Potatoes - это набор программ, которые представляют возможности для создания разнообразных интерактивных заданий и тестов для самоконтроля учащихся. Программа очень интересная. Задания, созданные с помощью этой программы, помогают проверить уровень знаний учащихся по изученным темам. Самое главное, что эти задания и тесты нравятся учащимся. В ходе мастер-класса "Горячий картофель - это не еда" в "Открытом классе" я создала несколько ресурсов, посвящённых творчеству А. С. Пушкина.
JMix - инструмент, позволяющий восстанавливать последовательности, составлять предложения или текст из рассыпавшихся слов.
"Высказывание А. Толстого о поэзии А. С. Пушкина".
Задание: из рассыпавшихся слов соберите высказывание А. Толстого о поэзии А. С. Пушкина. JCloze – инструмент для заполнения текста с пропущенными словами, которые нужно восстановить. Учащиеся могут попросить подсказку и увидеть первые буквы пропущенного слова. Ведётся автоматический подсчёт очков.



"Герои романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
Задание: восстановите пушкинские строки, вставив в текст имена героев романа "Евгений Онегин".



Далее я хотела бы представить сервисы, генерирующие "облако из слов".
Сервис Wordle.net создает графический образ (облако) из слов заданного текста; наиболее часто повторяющиеся слова выводятся большим размером.
Приведу пример использования этого сервиса на уроке литературы при изучении темы "Сказки А. С. Пушкина".

Задание: "расшифруйте" и запишите в тетради эпиграф к уроку, расставьте недостающие знаки препинания. Кто автор этих слов? Определите тему урока.

Сервис ImageChef. Инструмент "Мозаика из знаков" также позволяет, играя со словами и цветом, создавать "облако из слов". С помощью этого инструмента можно "написать" фразу или целое стихотворение, представить их в форме сердца или других символов.
Вот как этот сервис можно использовать при изучении сказок А. С. Пушкина.

"Загадка от Учёного кота".



Задание: "расшифруйте" и выразительно прочитайте строчки А. С. Пушкина. Из какого произведения эти строки?

Игра "Литературный музей".
Задание: назовите героев пушкинских сказок, которым принадлежат эти предметы.



Tagul - веб-сервис, позволяющий создать облако слов из текста, взятого с указанного URL (адрес веб-страницы) или введенного (скопированного) пользователем. Облако может быть представлено в различных формах и цветовых гаммах. Каждое слово в облаке при наведении на него курсора выделяется и представляется как гиперссылка.

Игра "Перепутаница".
Задание: распределите пушкинских героев по сказкам, в которых они встречаются.


Сервис ImageChef имеет ещё один интересный инструмент - "Фоторамку". С помощью сервиса можно создавать вот такие необычные портреты:

       
                Портрет А. С. Пушкина                                   Портрет няни А. С. Пушкина                             Портрет В. А. Жуковского

Портреты, созданные с помощью этого сервиса, можно использовать на уроке. Можно предложить ребятам назвать изображённых на портретах людей и рассказать о них. Такие портреты можно вставить в презентацию, можно распечатать на принтере и повесить на доску. Также их можно использовать для создания карточек, опорных карт, оформления стендов и т. д. С помощью сервиса можно создавать и альбомы из иллюстраций к произведениям, использовать их при составлении викторин и т. д.

Playcast.ru - сервис для создания "открыток нашего времени". С его помощью можно соединить в единое творение текст, изображение (картинку, фотографию, видео, анимацию) и звук и создать свой маленький "шедевр".
Примеры использования сервиса Playcast.ru при изучении творчества А. С. Пушкина.
Стихотворение "Наперсница волшебной старины". Ресурс знакомит с историей дружбы поэта с няней Ариной Родионовной. Плейкаст можно использовать во время рассказа о детстве А. С. Пушкина и его интересе к русскому фольклору.

Наперсница волшебной…

Тема: Искусство
Автор плэйкастаstefanova
Создан: 26 августа 2011 23:09
Плейкаст "Я помню чудное мгновенье..." знакомит с адресатом стихотворения и историей его создания. Ресурс можно использовать при изучении любовной лирики А. С. Пушкина в 9 классе. Романс М. И. Глинки в исполнении С. Лемешева эмоционально настроит учащихся на восприятие изучаемой темы.
Я помню чудное мгновенье...

Тема: Классика
Автор плэйкастаstefanova
Создан: 26 июля 2010 15:02
Так как в плейкасте соединяются слово, звук и изображение, то происходит воздействие сразу на несколько уровней восприятия учащимися учебного материала (слух, зрение, чувства). Такая подача учебного материала способствует активизации деятельности учащихся на уроке, повышает их учебную мотивацию.

Мастер-Тест - это бесплатный Интернет-сервис для педагогов, который позволяет создавать онлайн-тесты. Тестирование можно проводить в интерактивном режиме, а можно скачать тест и пройти его даже без подключения к Интернету. При использовании такой формы проверки знаний учащихся существенно экономится время, а сам процесс обучения проходит намного интереснее.
Тест "Третий лишний".
Задание: назвать в каждой группе сказку, которая не принадлежит перу А. С. Пушкина.



Сервис JigsawPlanet  - online сервис для создания пазлов из исходных графических изображений (фотографий). Сервис позволяет создавать и собирать пазлы в интерактивном режиме.  Пример использования сервиса JigsawPlanet при изучении сказок А. С. Пушкина.
Игра "Сказочный вернисаж".
Задание: сложить иллюстрацию, назвать сказку. Подобрать к иллюстрации строчки из сказок А. С. Пушкина.

    
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" (художник А. М. Куркин)
"Сказка о золотом петушке" (художник И. Я. Билибин)
      
Сервис "WikiWall" - wiki-стенгазета, которая позволяет группе людей располагать на странице и редактировать блоки с текстами, картинками и видео. Сервис можно использовать для создания школьных тематических онлайн-газет, для организации проектной деятельности учащихся.
Пример использования сервиса WikiWall при изучении сказок А. С Пушкина.
"Сказочные объявления".
Задание: прочитайте объявления; отгадайте, героям каких пушкинских сказок они принадлежат.


Сервис ФотоФильмы.ру позволяет создавать красивые слайд-шоу (фотофильмы) из фотографий с использованием специальных эффектов, анимации, текстовых комментариев и музыки.
Пример использования сервиса при изучении повести "Метель" А. С. Пушкина в 6 классе.
Фотофильм предназначен для демонстрации на заключительном уроке литературы по изучению повести. В качестве звукового оформления использован вальс Г. Свиридова. Ресурс помогает «оживить» в памяти учащихся основные эпизоды повести. После просмотра фотофильма можно предложить учащимся соотнести свои представления об образах героев с их живописным изображением.




На мой взгляд, использование социальных сервисов WEB 2.0 на уроках литературы в 5-9 классах способствует созданию условий для более успешного изучения учащимися школьного курса литературы, пробуждает у школьников интерес к литературе и чтению, формирует уважение к культурному наследию своей страны, воспитывает у них "чувства добрые", развивает креативные способности участников образовательного процесса.