MENU
Главная » Файлы » Мои файлы

ПРОЕКТ «БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ- ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ»
03.11.2011, 21:49

Паспорт проекта

  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ

Название образовательного проекта

«Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени»

Заказчик проекта

Управление образования Лаишевского района Республики Татарстан, МБОУ «ИСОШ» Лаишевского района Республики Татарстан

Юридический адрес: Татарстан, Лаишевский район, село Именьково, ул Школьная, д.3а

Фактический адрес: Татарстан, Лаишевский район, село Именьково, ул Школьная, д.3а

Разработчики проекта

Гаянова Каусария Гаязовна, педагог-библиотекарь МБОУ «ИСОШ» Диярова Гульфия Исхаковна, заместитель директора по учебной работе, Сайфутдинова Зульфия Зиннатулловна, учитель информатики школы

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цели проекта

Формирование ИБЦ с целью достижения качественно нового уровня информационно – библиотечного обслуживания участников образовательного процесса на основе новых информационных технологий с учетом требований ФГОС.

Задачи – конкретные и измеримые шаги по достижению цели

1 шаг по достижению цели:

Изучение условий реализации проекта. Анализ деятельности библиотеки школы.

•Разработка проекта

•Разработка локальной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность проекта

•Разработка модели ИБЦ реализации проекта

•Создание Координационного совета проекта

•Подготовка родителей и учителей к реализации проекта

•Обеспечение материально-технических условий реализации проекта

•Привлечение муниципальных школьных библиотек к участию в проекте

2 шаг по достижению цели:

•Реализация проекта

•Апробация новой модели ИБЦ

•Создание новых структур ИБЦ:

• «Пространство чтения любимых книг» - рекреация начальных классов;

• «Пространство «Чтение о праве» - кабинет обществознания

• «Пространство чтения «Мой край» - кабинет истории

• «Пространство для чтения» - зона в кабинетах информатики»

3 шаг по достижению цели:

•Анализ деятельности ИБЦ

•Определение перспектив развития проекта

Краткое описание проекта

«Библиотека должна быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, культурным и досуговым центром». В.В.Путин. Вот эти слова нас и заставили задуматься о будущей нашей школьной библиотеки. Этот проект для нас как перевоплощение от кокона в бабочку.

Механизм достижения поставленных целей представляет собой последовательные, поэтапные действия участников проекта:

Администрация Школы:

1. Изучение основных направлений модернизации школьных библиотек, изложенных в федеральных, региональных и муниципальных документах;

  1. Анализ деятельности библиотеки за предыдущие годы;
  2. Определение основных направлений, которые должны найти отражение в проекте «Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени»
  3. Утверждение нормативных документов, регулирующих реализацию проекта и сотрудничество с партнерами;
  4. Утверждение продуктов проектной деятельности (модели, механизмы, диагностические материалы, технологии и т.п.);
  5. Ресурсное обеспечение реализации проекта;
  6. Ведение мониторингов эффективности деятельности ИБЦ;
  7. Организация обучения педагогов.

Координационный совет

1.Руководство и контроль реализацией проекта;

2. Ресурсное обеспечение реализации проекта;

3. Сотрудничество с партнерами;

4. Экспертиза продуктов проектной деятельности (модели, механизмы, диагностические материалы, технологии и т.п.);

5. Ведение мониторингов эффективности деятельности ИБЦ.

Научно-методический совет:

  1. Подготовка аналитической справки о деятельности школьной библиотеки за предыдущие годы и основных направлений проекта «Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени» для общественной экспертизы в рамках участия в конкурсе;
  2. Уточнение основных направлений проекта;
  3. Формирование творческих групп по разработке основных направлений проекта;
  4. Подготовка педагогического совета, на котором педагогическому коллективу представлены направления проекта для обсуждения и рассмотрения;
  5. Проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов школы.

Педагогический совет:

  1. Рассмотрение основных направлений проекта «Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени», внесение корректив;
  2. Рассмотрение и уточнение заданий для творческих групп

Новизна проекта или опыт реализации подобного проекта другими организациями, наличие действующего образца

В 2009 году была опубликован Проект Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров. Этот документ еще раз подтвердил правильное направление нашей будущей работы. Пилотные регионы изучали данный опыт уже несколько лет. К сожалению, наша республика не смогла стать пилотным регионом, нам оставалось только следить за развитием событий и изучать их опыт. С одной стороны это и неплохо, есть наработки, есть брать пример с кого. Наша Команда, как люди целеустремленные, начала изучать данную тему, разработала проект, защитила данный проект на курсах повышения квалификации в ГАОУ ДПО «ИРО РТ», отправила на экспертизу и получила положительное экспертное заключение ЦДС «Педагогическое мастерство», с данным проектом прикреплены к Региональной инновационной площадке ГАОУ ДПО «Институт развития и образования Республики Татарстан» по направлению «Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение инновационных форм, методов, технологий непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан". Далее был составлен дого-вор о сотрудничестве в сфере дополнительного профессиональ-ного образования с Институтом развития образования Республики Татарстан о стажировочной площадке нашей школьной библиотеки- ИБЦ. Уже проведены два стажировочных курса для слушателей курсов повышения квалификации педагогов-библиотекарей и школьных библиотекарей Республики. Педагог-библиотекарь школы Гаянова Каусария Гаязовна прошла аттестацию на высшую квалификационную категорию, дает мастер-классы, читает лекции слушателям курсов повышения квалификации при ИРО РТ. В этом учебном году провела 18 часов таких занятий. Она - победитель республиканского конкурса «Педагог-библиотекарь года», Школьная библиотека стала победителем республиканского конкурса «Лучшая школьная библиотека». Она- победитель Республиканской IT олимпиады по компьютерному многоборью Третьего возраста, ведет около 40 сайтов по разной тематике, в совершенстве владеет информационными технологиями. Все, что зависит от педагога-библиотекаря в ре-формировании школьной библиотеки в ИБЦ сделано, проблема только одна- нужны финансовые вложения для улучшения материально-технической базы библиотеки – приобретения технических средств и оборудования, мебели и комплектования фонда электронных ресурсов. И тогда, школьная библиотека- ИБЦ станет центром вселенной «Школы». Учитель сможет подготовить материалы к уроку, изучить новейшие методики, создать педагогическое портфолио для аттестации. Благодаря электронным сервисам упростится проверка знаний, накопление и распространение наиболее эффективных методик преподавания. Для учеников станет местом для общения и интеллектуального развития, площадкой, где можно научиться применять знания на практике.

Социальный эффект при реализации проекта

• Создание качественно новой информационно-образовательной среды ИБЦ.

• Повышение уровня информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

• Формирование необходимых ресурсов библиотеки на основе информационных образовательных ресурсов интернета и социальных сервисов и инструментов интернета.

• Создана единая виртуальная платформа для участников образовательного процесса как площадки для интеграции информационных ресурсов и организации совместной работы, создания и размещения собственных ресурсов всех участников образовательного процесса.

• Повышена квалификация библиотечных и педагогических работников образовательных организаций.

• Создание и деятельность детской общественной организации «Книгоманы».

 

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Проблема и ее актуальность, на решение которой направлен проект

XXI век - век информационного общества, это, вероятно, новый тип цивилизации, а поэтому дети должны войти в этот мир хорошо подготовленными, обученными, понимающими смысл и необходимость компьютеризированной реальности. В условиях активной модернизации системы образования совершенствуются структура и содержание общего образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов образовательного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В стандартах второго поколения отражается социальный заказ на воспитание и формирование активных, компьютерно - грамотных и информационно - культурных участников информационного общества. Достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. Проект направлен на модернизацию школьной библиотеки в школьный информационно-библиотечный центр (далее - ИБЦ), вывод её на новый уровень развития; достижение качественно нового уровня информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса на основе новых информационных технологий и методов с учетом требований ФГОС.

Разница между тем, как может быть при реализации проекта, и тем, как есть сейчас

Опыт работы школьной библиотеки до реализации проекта

Что должно измениться в ходе реализации проекта

В школе реализуется программа развития библиотеки школы

 

 

 

 

Направлениядеятель-ности библиотеки:

1. интеллектуальное,

2. просветительское,

3. духовно-нравственное,

4. информационное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка и реализация новой модели муниципального информационно – библиотечного центра, что позволит значительно расширить направления деятельности Центра, обновить фонды, увеличить охват учащихся библиотечной деятельностью.

 

 

1. Полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание в соответствии с запросами и правилами пользования ИБЦ посредством использования информационных ресурсов ИБЦ на различных носителях: бумажном, магнитном, цифровом, коммуникативном.

2. Формирование информационно – библиографического фонда в соответствии с профилем школы, образовательными программами, направлениями воспитательного процесса, информационными потребностями пользователей.

3. Организация и ведение

справочно-поискового аппарата: каталогов, картотек и баз данных.

4. Участие в воспитательной и гуманитарно-просветительской деятельности, формирование у обучающихся социально-необхо-димых знаний и навыков.

5. Пропаганда нравственных и

культурных ценностей мирового сообщества

Оборудование библиотеки

В библиотеке имеется: фонд открытого доступа с абонементом, читальный зал, имеющий 6 рабочих мест, отдел книгохране-ния, отдел медиаресур-сов, автоматизированное рабочее место библиоте-каря, свободный доступ учащимся и педагогам к ресурсам Интернета и медиатеки. В библиотеке МБОУ «ИСОШ» есть воз-можность подключения собственных устройств учащихся к Инетернету через школьную сеть через Wi – Fi. В библио-теке МБОУ «ИСОШ» есть возможность размещения посетителей библиотеки с собственными устрой-ствами с выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в поме-щении библиотеки.

В библиотеке МБОУ «ИСОШ» есть возмож-ность контролируемой печати и копированием бумажных материалов.

В библиотеке МБОУ «ИСОШ» есть возмож-ность предоставления доступа к электронным изданиям, необходимым для реализации ООП, а также электронным информационным и образовательным ресурсам.

Структуры библиотеки

Библиотека – медиатека-1

Буккроссинг-1

Книгохранилище-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие библиотеки и родителей посредством деятель-ности классного руково-дителя, просветительских мероприятий, проводи-мых библиотекой, проект «Успешное чтение»

Новое оборудование ИБЦ

новая библиотечная мебель и оборудование: (стеллажи, каталожный шкаф, настольные лампы);

- технические средства: (6 персональных компьютеров, магнитную доску, сплит-систему, сканер, принтер).

В библиотеке МБОУ «ИСОШ» будет свой издательский центр, возможность выпускать печатную продукцию, брошюровать и ламинировать печатные издания.

Создание новых структур ИБЦ:

«Пространство чтения любимых книг» - рекреация начальных классов- буккроссинг;

«Пространство «Чтение о праве» - кабинет обществознания

«Пространство чтения «Мой край» - кабинет истории

«Пространство для чтения» - зона в кабинетах информатики для чтения электронных книг

Расширение фондов за счет привлечения внебюджетных денежных средств, использования фондов социальных партнеров

Расширение взаимодействия через проект «Модель сетевого взаимодействия участников обра-зовательного процесса»

  1. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОЕКТА

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Администрация, педагоги, учащиеся, родители

Почему выбрана данная целевая аудитория?

Учащийся, самостоятельно работая в библиотечно-информационном центре, приобретает здесь возможность читать не только книги, периодику, но и объемную информацию с дисков; прослушивать и просматривать видеозаписи, используя все это для подбора информации к написанию докладов, сочинений, обзоров; для подготовки к урокам диспутам, семинарам и др. Он подбирает здесь разнообразные средства информации к созданию самодельных средств творческой деятельности для учебных или внеклассных потребностей - для общешкольных мероприятий, школьного радио, видеоклуба на базе школы для иллюстрирования выступлений по предмету, доклада на семинаре и пр. Учащийся здесь более самостоятелен в выборе средств, приемов организации деятельности.

В библиотечно-информационный центр школьники приобщаются к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности - работе с информацией: вербальной, образной в форме конкретных образов реальных предметов и условных образов, используемых в различных областях знаний (видеоинформация, аудиоинформация, звуковая, графическая, символическая, текстовая).

Учителя в библиотечно-информационном центре получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Здесь созданы условия и для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во внеклассное время, для создания самодельных средств творческой деятельности самого учителя: аудиозаписей, видеозаписей, компьютерных технологий. Непосредственно из библиотечно-информационного центра учитель может связаться с педагогами других городов, стран, работая в рамках телекоммуникационных проектов. Здесь может проходить и работа с учащимися в рамках проектов. Библиотечно - информационный центр - это качественно новое, экономически и методически обоснованное обеспечение возможностей для самоподготовки учащихся. Учитель может руководить процессом познания, оказывать влияние на формирование новых знаний, умений посредством организации самостоятельных работ учащихся в форме индивидуальных, дифференцированных заданий и заданий для самоподготовки, которые ученики могут выполнять на базе медиатеки с помощью сотрудников библиотечно-информационного центра.

  1. Концептуальные положения проекта
  2. Актуальность проекта определена:

1. Нормативными документами, определяющими основные направления государственной политики в области образования и развития библиотечного дела.

В федеральном государственном стандарте начального, основного и среднего общего образования существенное место уделено требованиям к условиям реализации стандарта.

Школьная библиотека рассматривается в стандарте как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации.

В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «... доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

В стандарт заложены требования об обязательном техническом оснащении Информационно-библиотечного центра (в стандарте для начальной школы – библиотеки) в соответствии с поставленными задачами: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления…». Иными словами – в библиотеке (ИБЦ), как и в учебных кабинетах, должен быть скоростной интернет, достаточно рабочих мест (компьютеров) и доступ к интернету по локальной сети (или через wi-fi) для всех пользователей. Работники ИБЦ (библиотекари, специалисты по чтению, IT-технологиям) осуществляют «информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг…» а сами ИБЦ должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…». Помимо учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем учебным предметам и курсам» фонд школьной библиотеки должен быть укомплектован дополнительной литературой, включая «отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии; правилам безопасного поведения на дорогах, справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся».

В образовательных стандартах в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.

Таким образом, стандарт предъявляет требования к современной школьной библиотеке и определяет необходимость ее модернизации.

Более того, условия, в которых действует образовательная организация: условия малого города, в которых каждое образовательное учреждение является объектом формирования социокультурного пространства – муниципальный информационно-библиотечный центр станет возможностью не только для привлечения социальных партнеров, но и создаст условия для предоставления ресурсоВ школедля других субъектов образовательного пространства города (школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования).

В связи с этим нами представлен проект «Информационно - библиотечный центр в сельской школе - веление времени»

Разработка проекта предполагает создание модели муниципального информационно-библиотечного центра на базе МБОУ «ИСОШ»

2. Значимостью проекта для образовательной организации

Библиотека МБОУ «ИСОШ» является структурным подразделением, наделенный своим функционалом и реализующий ряд учебно-воспитательных функций организации:

- формирование фонда учебно-методических комплектов согласно ООП НОО и ООП ООО

- проведение просветительских мероприятий согласно плану работы библиотеки

- реализация проекта «Успешное чтение»

- проведение мероприятий духовно – нравственного направления

- издательская деятельность

-организация работы читального зала.

Доля читателей-учащихся от общего количества обучающихся равна 100%, доля читателей - работников от общего количества работников МБОУ «ИСОШ» равна 93%, за 3 последних учебных года прослеживается позитивная динамика читаемости. В МБОУ «ИСОШ» за три последних учебных года видна позитивная динамика средней посещаемости.

В субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБОУ «ИСОШ» предусмотрены расходы на комплектование библиотеки, которые имеют позитивную динамику в сторону увеличения.

Тем не менее, в соответствии с требованиями стандартов второго поколения необходимо совершенствование деятельности библиотеки, как ведущего звена учебно – воспитательного процесса по формированию информационной грамотности и информационно- коммуникационных компетенций у всех участников образовательного процесса. Согласно современным требованиям библиотека должна стать не только «местом для чтения», а центром образовательной организации по поиску и предоставлению необходимой информации из разных источников. Более того, в нашем видении, библиотека современной образовательной организации должна работать как ресурсный центр для других образовательных и общественных организаций. Предоставление собственных ресурсов в пользование детским садам, школам, детским общественным организациям, проведение воспитательных мероприятий, инициация деятельности сетевых библиотечных сообществ и проектов в рамках района создадут условия для формирования на базе библиотеки школы муниципального информационно-библиотечного центра.

Все выше названное говорит об актуальности и важности темы проекта и поиска путей решения модернизации школьной библиотеки.

5.2. Цель проекта: создание в школе муниципального информационно-библиотечного центра.

5.3.Задачи:

1. Разработка и внедрение новой модели муниципального информационно-библиотечного центра.

2. Организация современной предметно-развивающей среды в пространстве школы, способствующей приобщению к чтению.

3. Расширение направлений деятельности муниципального информационно – библиотечного центра.

4. Внедрение современных информационных технологий в области библиотечных услуг в деятельность школьного ИБЦ.

5.Расширение библиотечного обслуживания всех членов образовательного пространства (учащиеся, учителя, родители).

  1. Организация доступа к местным, региональным, национальным и

глобальным информационным ресурсам

7. Формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей

8. Интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства обучающихся.

9. Обновление библиотечных фондов

10. Расширение социального партнерства школы

11. Повышение квалификации педагогов через освоение новых образовательных практик и инструментария силами как внутреннего, так и внешнего по отношению к субъекту сообщества ресурсное обеспечение образовательного процесса (с учетом специфики приоритетных направлений деятельности организации).

  1. Описание объекта проектирования

Опыт работы библиотеки выявил ряд проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу школы в ходе реализации проекта:

  1. В практике работы библиотеки недостаточно широко используются достижения и преимущества новых информационно - коммуникационных технологий.
  2. Несоответствие между современными потребностями учащихся и педагогического коллектива в качественных фондах и их реальным состоянием, имеющиеся фонды не могут удовлетворить все запросы участников педагогического процесса.
  3. Изолированность библиотеки, недостаточно высокий уровень взаимодействия школьной библиотеки с библиотеками района, что смогло бы обеспечить интеграцию информационных ресурсов с целью обеспечения многообразных информационных потребностей пользователей.
  4. Недостаточно широкое привлечение родителей к приобщению детей к чтению и руководству чтением обучающихся.
  5. Недостаток востребованных форм работы библиотеки школы среди современных подростков.
  6. Ограниченность направлений деятельности школьной библиотеки – ограниченность деятельности из-за отсутствия социальных партнеров.

Пути решения существующих проблем в ходе реализации проекта представлены в таблице.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что создание информационно-библиотечного центра расширяет ресурсы библиотеки, позволяет использовать их в течение полного рабочего дня для всех участников образовательного процесса.

Более того, создание информационно-библиотечного центра и организация научно-методической и научно-исследовательской деятельности на его базе позволит решить следующие проблемы:

    • несоответствие между многообразием существующих средств образовательных технологий, достаточным уровнем обеспеченности компьютерной техникой и малоэффективным использованием имеющихся информационных ресурсов в образовательном процессе;
    • несоответствие между необходимостью широкого использования информационно-коммуникационных технологий и несформированностью информационной образовательной среды, которая позволила бы эту потребность реализовать;
    • осознание роли информационно-коммуникационных технологий в качественной организации повышения квалификации педагогических работников, активном распространении опыта педагогов, которые успешно применяют информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности.

Таким образом, создание информационно-библиотечного центра школы на основе материально-технического, информационного переоснащения позволит поднять на качественно новый уровень информатизацию в школе, что отвечает запросам всех участников образовательного процесса.

7. Описание проекта

7.1. Стратегия и механизм достижения поставленных целей (введения данной модели)

Механизм достижения поставленных целей представляет собой последовательные, поэтапные действия участников проекта:

Администрация школы

  1. Изучение основных направлений модернизации школьных библиотек, изложенных в федеральных, региональных и муниципальных документах;
  2. Анализ деятельности библиотеки за предыдущие годы;
  3. Определение основных направлений, которые должны найти отражение в проекте «Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени» Утверждение нормативных документов, регулирующих реализацию проекта и сотрудничество с партнерами;
  4. Утверждение продуктов проектной деятельности (модели, механизмы, диагностические материалы, технологии и т.п.);
  5. Ресурсное обеспечение реализации проекта;
  6. Ведение мониторингов эффективности деятельности ИБЦ;
  7. Организация обучения педагогов.

Координационный совет

1. Руководство и контроль реализацией проекта;

2. Ресурсное обеспечение реализации проекта;

3. Сотрудничество с партнерами;

4. Экспертиза продуктов проектной деятельности (модели, механизмы, диагностические материалы, технологии и т.п.);

5. Ведение мониторингов эффективности деятельности ИБЦ.

Научно-методическая служба школы (научно-методический совет)

  1. Подготовка аналитической справки о деятельности школьной библиотеки за предыдущие годы и основных направлений проекта «Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени» для общественной экспертизы в рамках участия в конкурсе;
  2. Уточнение основных направлений проекта;
  3. Формирование творческих групп по разработке основных направлений проекта;
  4. Подготовка педагогического совета, на котором педагогическому коллективу представлены направления проекта для обсуждения и рассмотрения;
  5. Проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов школы.

 

Педагогический совет школы

 

  1. Рассмотрение основных направлений проекта «Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени», внесение корректив;
  2. Рассмотрение и уточнение заданий для творческих групп.

Творческие группы

Направление работы творческой группы

Предполагаемый результат

Разработка модели нового муниципального информационно – библиотечного центра

Модель муниципального информационно – библиотечного центра

Определение новых направлений деятельности муниципального информационно – библиотечного центра, разработка и внедрение технологий работы библиотеки на уроке, во внеурочной деятельности направленных на развитие, социализацию обучающихся

Обновление направлений деятельности муниципального информационно – библиотечного центр

Проведение семинаров, мастер-классов по применению образовательных технологий на уроке, во внеурочной деятельности направленных на развитие, социализацию детей с ТМНР

Разработка модели и технологии интеграции информационных ресурсов муниципальных библиотек

Интеграция информационных ресурсов муниципальных библиотек

Разработка системы работы муниципального информационно – библиотечного центра с родителями

Создание системы работы с родителями, план работы муниципального информационно – библиотечного центра с родителями

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов и электронных образовательных ресурсов в работе ИБЦ

Создание электронных дидактических систем педагогов для работы с детьми

 

Разработка мониторинга эффективности ИБЦ

Программа мониторинга

Отчет творческих групп происходит на научно–методическом совете, педагогическом совете, размещение на сайте школы

7.2. Управление реализацией проекта мы видим следующим образом:

7.2.1. Схема управления на этапе разработки проекта

  • сбор информации о состоянии проблемы, анализ опыта работы библиотеки, подготовка аналитической записки (научно-методическая служба школы)
  • принятие решений о направлениях Проекта (администрация)
  • утверждение приказом Координационного Совета (администрация)
  • разработка Проекта (творческие группы)

На данном этапе предполагается интенсивная работа проектной группы, в состав которой входят педагоги, педагог-библиотекарь и администрации школы. Основные формы организации деятельности: совещания, консультации, творческие задания, групповые занятия, мозговой штурм, поиск партнерских отношений, заключение договоров, экспертиза. Результатом этапа является текст Проекта, итогом – его обсуждение различными структурами: научно- методическим советом, педагогическим советом, советом родителей, творческими группами исполнителей.

Проект презентуется педагогическому и родительскому сообществу.

  1. 2. 2. Схема управления на этапе реализации Проекта (цикл - учебный год)
  • сбор информации о необходимых преобразованиях и условиях их осуществления (координационный Совет, администрация)
  • анализ полученной информации различными структурами и группами исполнителей (научно-методическая служба школы, творческие группы)
  • формулирование проблем, определение затруднений и ресурсов их преодоления; задач и заданий (администрация, координационный совет)
  • принятие решений; формирование планов; их сведение в комплексно-целевой программе (администрация, координационный совет)
  • исполнение решений (Все участники проекта)
  • оперативный мониторинг хода реализации Проекта (Координационный совет)

На этапах реализации предполагается включение в деятельность всего педагогического коллектива и актива родителей через систему групповых и индивидуальных заданий. Каждому структурному элементу или группе предстоит получить информацию, проанализировать ее, выявить возможные проблемы, затруднения и необходимые ресурсы, составить план групповой деятельности. Административная команда будет выполнять функции целеполагания, организации, координации и контроля. Основным средством согласования деятельности структурных элементов станет План реализации программы на текущий год и ежегодная циклограмма совместной деятельности. Средством координации содержания и форм совместной деятельности станет Координационный совет Проекта. Средство контроля – мониторинг хода и промежуточных результатов преобразований. Проектные действия предполагают ежегодную коррекцию деятельности по итогам мониторинговых процедур.

7.2.3. Схема управления на этапе подведения итогов Проекта

  • сбор информации об осуществленных преобразованиях, их результатах, эффектах и продуктах (координационный совет)
  • анализ полученной информации (методическая служба школы)
  • сводный анализ административной группы, определение эффективности преобразований (администрация)
  • принятие решений о результатах и проблемах реализации проекта (администрация)
  • информирование общественности о результатах реализации проекта (координационный совет, администрация)
  • определение перспектив развития проекта (администрация, координационный совет)

На заключительном этапе подводятся итоги реализации проекта, определяются перспективы его дальнейшего развития. Основные формы: совещания, мозговой штурм, фокус – групповые исследования, анализ продуктов мониторинга.

7.4. Описание модели информационно – библиотечного центра

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования изложены требования к информационно-методическим условиям реализации основной образовательной программы, включающие информационно - образовательную среду и учебно-методическое и информационное обеспечение.

Современная информационно-образовательная среда определяется как

совокупность информационно-образовательных ресурсов (в том числе цифровых), технологических средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы), системы современных педагогических технологий.

Роль библиотеки образовательной организации кардинально переосмысливается профессиональными педагогическими и библиотековедческими сообществами. Сегодня, как никогда, важно определение роли и места библиотек в ОО и создание инновационных библиотек школ, в которых интегрировались бы функции информационного, культурного и досугового центров в интересах инновационного образовательного процесса. Инновационные модели библиотек должны быть присущи передовым образовательным учреждениям: лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением отдельных предметов, частным школам.

Переход от традиционной библиотеки к инновационной с использованием сетевых технологий, собственным сайтом, электронным поиском информации и электронным контентом, дает возможность высокого уровня интеграции составляющих библиотечную деятельность. Появляется возможность расширить диапазон деятельности библиотеки образовательной организации.

В связи с этим становится чрезвычайно актуальной проблема повышения статуса библиотек образовательной организации, сопряжённая с соответствующей их модернизацией. Результатом такой модернизации должно стать преобразование всего информационно-библиотечного пространства ОО, превращение его в «центр притяжения» познавательных устремлений учащихся, и, как следствие, в одно из важнейших условий развития их информационно-образовательных потребностей.

Указанные изменения неизбежно ведут и к изменению функций библиотекаря, расширению и усложнению его должностных обязанностей, требуют иного должностного статуса.

Одним из необходимых материально – технических условий реализации основной образовательной программы является наличие в ОО современной модели библиотеки с единым универсальным фондом (как совокупный фонд ОО), включающий учебный фонд и основной фонд на всех носителях информации, фонды учебных кабинетов и т.д. Необходимо наличие оборудованных читальных залов, медиатеки, абонементов основного и учебно – методического фондов. В основу создания нашего муниципального информационно – библиотечного центра были заложены следующие приоритеты, которые непосредственно связаны с библиотечной деятельностью):

  • формирование образовательной организации, где будет предоставлена

возможность выбора индивидуальной образовательной траектории каждому;

  • обучающемуся, т.е. создание образовательного учреждения с максимальным образовательным пространством для развития личности;
  • расширение возможностей образовательного выбора у учеников, особенно при переходе на уровень среднего общего образования, где начинается профильное обучение;
  • углубленное изучение предметов (МБОУ «ИСОШ»– военно-спортивный и сельскохозяйственный профиль);
  • предоставление новых возможностей для информационной поддержки;

дополнительного образования, расширение спектра кружков и секций, которые учащиеся могут посещать.

Основные цели создания информационно-библиотечного центра:

  1. Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их равных прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
  2. Создание единого информационно-образовательного пространства школы;
  3. Организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
  4. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитие их творческих способностей.
  5. Организация систематического чтения обучающихся, организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотечного центра с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации в поликультурном обществе.
  6. Совершенствование номенклатуры предоставляемых библиотечным центром услуг в аспекте культурного разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, интеграции в киберпространство; организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учащихся.

Основные функции информационно - библиотечного центра

Аккумулирующая – Центр формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.

Сервисная – библиотечный центр предоставляет информацию об имеющихся библиотечно – информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.

Методическая – библиотечный центр разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.

Учебная – Центр организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.

Просветительская - Центр приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.

Воспитательная – Центр способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своей «Малой Родине», школы.

Социальная - Центр содействует развитию способностей пользователей к самообразованию и адаптации в современном обществе.

Координирующая – Центр согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями школы для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации.

Секторы

Назначение

Функционал

Библиотека - медиатека

Обеспечение информационно-библиотечными ресурсами всех участников образовательного процесса

Педагог-библиотекарь

Учебно – методического обеспечения

Объединение всех информационных ресурсов (библиотека, учебные кабинеты) в единую базу

Педагог-библиотекарь, заместитель директора по УВР
учитель информатики

Библиотека – читальный зал

Обеспечение информационно-библиотечными ресурсами всех участников образовательного процесса посредством создания новых структур библиотеки: «Пространство чтения любимых книг» - рекреация начальных классов;

«Пространство «Чтение о праве» - кабинет обществознания

«Пространство чтения «Мой край» - кабинет истории

«Пространство для чтения» - зона в кабинетах информатики для чтения электронных книг

Педагог-библиотекарь, классные руководители, учителя начальных классов,

Учителя русского языка и литературы

Библиотека – сайт «Электронный журнал «Библиотека школы»

Обеспечение взаимодействия и информирования всех участников образовательного процесса о деятельности библиотеки, формирование сетевых сообществ

библиотекарь заместитель директора по научно-методической работе

«Детская общественная организация «Библиоман»

Объединение ресурсов школы: материальных, кадровых, методических в просветительской деятельности ИБЦ

Заместитель директора по воспитательной работе

Возглавляет центр – педагог-библиотекарь. Он может быть выдвинут на должность из сотрудников библиотеки школы, это профессионально подготовленный член ОО, отвечающий за планирование и деятельность центра, работающий в сотрудничестве со всеми членами образовательной организации и поддерживающий связь с другими учреждениями и образовательными ресурсами дополнительного, образования, публичными библиотеками и другими учреждениями культуры, что способствует повышению мотивации учащихся и росту их познавательных интересов.

Основополагающими элементами нашей модели считаем: структурный центр сектор библиотека – медиатека, структурный центр библиотека – читальный зал, и центр учебно – методический фонд.

Далее следует их описание.

Сектор библиотека - медиатека

Фонд: универсальный фонд как совокупный фонд комплекса, включающий основной, учебный (для МБОУ «ИСОШ») и вспомогательный фонды Центра: диатеку, фонотеку, депозитарий краеведческой литературы, фонд литературы коллективного пользования, методической литературы по библиотечной деятельности и т.д.

Направления деятельности сектора:

  • развитие фондов и услуг, отражающие культурное разнообразие, включая цифровые и мультимедийные ресурсы;
  • выделение ресурсов для сохранения культурного выражения и наследия, уделяя особое внимание устному, местному и нематериальному культурному наследию;
  • интеграция в библиотечные услуги программ, поддерживающих образование пользователей, касающихся информационной грамотности, ресурсов культурного наследия;
  • стратегическое планирование;
  • текущее информирование педагогов (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), избирательное распространение информации;
  • дифференцированное информирование руководства ОО; создание библиографической продукции, в том числе рекомендательной;
  • (списки, обзоры, информационные бюллетени и т.п.), с использованием методов аналитико – синтетической переработки информации;
  • информационная поддержка мероприятий, проходящих В школе (подбор материала, организация книжных выставок и т.д.);
  • информационная поддержка проектной, научной и исследовательской

деятельности школьников;

  • проведение культурно–досуговых мероприятий (читательские конференции, встречи, фестивали, литературные конкурсы, культурно-просветительская работа);
  • проведение библиотечных уроков для развития культуры чтения и

информационной грамотности у учащихся;

  • координация работы центра по вопросам организации работы с родителями (семейного чтения);
  • совместная работа и обслуживание;
  • методическое сопровождение деятельности секторов центра;
  • поддержка сайта;
  • ежегодный публичный отчет о результатах деятельности Центра.

Сектор медиатеки (Фонд: основной и вспомогательный фонды, максимальное комплектование фонда в электронных изданиях (электронные книги на оптических дисках(CD,DVD), полнотекстовые версии книг, размещенные в Интернете, аудиокниги, фонд.

Сектор «Библиотека – читальный зал» предоставляет соответствующие условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, познавательной, творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию.

Направления деятельности сектора:

  • создание электронной версии или базы данных педагогической
  • информации как основы единой школьной информационной сети;
  • создание информационно-педагогических модулей на различных носителях;
  • создание электронного каталога ресурсов сети Интернет;
  • создание электронного каталога фонда аудио-, видео- и программной продукции;
  • создание электронного каталога учебных фильмов по предметам;
  • обеспечение открытого доступа к электронным библиотечным ресурсам учащихся и преподавателей вне зависимости от их удаленности;
  • расширение возможностей использования электронной библиотеки в учебном процессе;
  • получение компетенций для работы с электронной информацией интернета, универсальными и профессиональными базами данных;
  • полезные и познавательные ресурсы интернета для школьников;
  • информационная поддержка проектной, научной и исследовательской деятельности школьников;
  • создание (на основе имеющихся в медиатеке) методических описаний,
  • обучающих программ, видео - и магнитозаписей для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации;
  • создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, микрофишей, прослушивания и просмотра магнито- и видеозаписей, работы с компьютерными программами, телекоммуникационными сетями и CDROM-технологиями.

Сектор учебно – методического фонда. Основной и учебно-методический фонд. Полная укомплектованность печатными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана (учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой, материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования, дополнительной литературой, подписными педагогическими изданиями). Помимо учебников и электронных изданий, в фонде должны быть сосредоточены методическая литература, публикации, учебные планы, сборники научных конференций, что отражает содержание учебного процесса в ОО. В универсальный фонд входят фонды учебных кабинетов, документов создаваемых в ОО (публикаций и работ педагогов ОО, лучших работ и рефератов учащихся школы).

Направления деятельности сектора учебно – методического обеспечения ОО:

  • накопление, систематизация по предметам, разделам и темам педагогической информации;
  • современные процедуры поиска, сбора, анализа педагогического опыта и инноваций, обработки, хранения и предоставления информации;
  • аналитическая роспись педагогических статей из сборников научных конференций;
  • анализ работы с фондом учебников;
  • работа с учителями - предметниками для определения линии комплектования;
  • составление предварительного плана учебно – методического комплектования учебными пособиями;
  • ведение сводных картотек по учебно – методическому обеспечению ОО на электронных носителях;
  • проведение заказа учебно – методической литературы;
  • обслуживание читателей: заказ литературы через Интернет, МБА;
  • ежегодный отчет о результатах деятельности, с учетом системы
  • количественных и качественных показателей работы.

Таким образом, разработка и реализация модели муниципального информационно-библиотечного центра позволит нашей образовательной организации расширить универсальный фонд библиотеки, а так же развить посредством сайта и детской общественной организации развить деятельность центра в рамках района.

7.4. Этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты проекта, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень учебно-методических разработок

Этапы

Сроки

Содержание и методы деятельности

Прогнозируемые результаты

Перечень учебно-методических разработок

Подготовительный этап

 

  • Изучение условий реализации проекта. Анализ деятельности библиотеки школы
  • Разработка проекта
  • Разработка локальной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность проекта
  • Разработка модели ИБЦ реализации проекта
  • Создание Координационного совета проекта
  • Подготовка родителей и учителей к реализации проекта
  • Обеспечение материально-технических условий реализации проекта
  • Привлечение муниципальных библиотек к участию в проекте

Подготовка предметной среды школы к реализации проекта

  • Регламентация деятельности школы в условиях реализации проекта
  • Готовность педагогов к работе с новой структурой библиотеки
  • Расширение взаимодействия школы и социальных партнеров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Пакет нормативных документов, регламентирующих организацию ИБЦ.
  • Описание модели ИБЦ
  • Описание схемы взаимодействия ИБЦ и муниципальных библиотек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический

  • Реализация проекта
  • Апробация новой модели ИБЦ
  • Создание новых структур ИБЦ:
  • «Пространство чтения любимых книг» - рекреация начальных классов;
  • «Пространство «Чтение о праве» - кабинет обществознания
  • «Пространство чтения «Мой край» - кабинет истории
  • «Пространство для чтения» - зона в кабинетах информатики»
  • Модель ИБЦ

 

  • Наличие методических разработок реализации деятельности муниципального информационно- библиотечного центра

Итоговый (Аналитический)

  • Анализ деятельности ИБЦ
  • Определение перспектив развития проекта
  • Новая модель ИБЦ
  • Сборник материалов проекта

 

Категория: Мои файлы | Добавил: остаз
Просмотров: 1833 | Загрузок: 102 | Рейтинг: 5.0/1