MENU
Главная » 2016 » Июль » 5 » Технологии XXI века в работе школьной библиотеки
00:44
Технологии XXI века в работе школьной библиотеки

В связи с внедрением Интернет-технологий в учебный процесс новой школы изменились и образовательные цели, которые в значительной степени направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации.

Все изменения, которые происходят в   школьном  образовании, вносят изменения в деятельность и организацию  школьной   библиотеки. Она становится важным звеном в образовательном процессе и приобретает функции информационного центра, который

  • Накапливает и систематизирует все виды информации;
  • Обучает работе с информацией;
  • Использует  современные  мультимедийные технологии;
  • Предоставляет свободный доступ ко всем источникам информации, в том числе и Интернет-ресурсам, для обучения и самообразования.

Наша  библиотека  одной из первых  школьных   библиотек  района стала использовать  ИКТ  в своей деятельности. Техническое оснащение отеки биб-лиотеки : 2 ноутбука с подключением к Интернет, принтер, сканер, телевизор, видео, переносная мультимедийная установка. Библиотека  имеет доступ к образовательным ресурсам в Интернете – это позволяет получать дополнительную информацию для пользователей, накапливать и формировать информацию для  использования  в учебном и воспитательном процессе

Освоение персонального компьютера, овладение приемами поиска в сети Internet, освоение прикладных программ способствовало  изучению и освоению информационно-коммуникационных технологий. Веяние времени и потребности школы подтолкнули к применению  ИКТ  во всех сферах библиотечного дела. Основа  изменений, происходящих в деятельности  библиотек  – разумное внедрение новых технологий во все сферы ее деятельности.

Дети увлечены информационными технологиями, меньше читают, поэтому мы  используем различные формы работы   для привлечения к чтению: проводим викторины с показом презентаций, конкурсы на лучшую компьютерную  рекламу книги, конкурсы буктрейлеров, различные флешмобы, беседы у книжной полки тоже сопровождаются презентациями, созданными самими детьми.

Компьютеризация школы и  библиотеки  позволяет учащимся хорошо выступать на  конкурсах, олимпиадах, отлично сдавать ЕГЭ.

 Школьная   библиотека  нового типа должна разумно соединить лучшие традиции  библиотечного дела и информационно-коммуникационные технологии. Вся работа нашей   школьной   библиотеки  ведется в системе и по  следующим направлениям:

  • создается и регулярно пополняется информационно – поисковый аппарат  библиотеки ;
  • ведется электронный каталог в программе ЭФУЛ, ведется  электронная картотека газетно-журнальных статей для учителей и учащихся.

К фондам  школьной   библио­теки   адаптированы разработки уроков информационной культуры, библиографи­ческие игры, практические занятия, коучинги, мастер-классы.

 Использование   ИКТ   дает  возможность максимально качественно и разнообразно решать поставленные в информационной и массовой работе задачи.

Новые технологии позволяют  уйти от традиционной системы работы. Проектная деятельность – основа инновационной работы нашей библиотеки.

Один из первых проектов  «Роль библиотечных  сайтов в информационной, образовательной и воспитательной работе школы» был представлен на XI республиканском конкурсе «Использование современных ИКТ в образова-тельной деятельности»,  в номинации «За внедрение ИКТ в профессиональ-ной деятельности» проект стал победителем.

В 2014 г. наша библиотека участвовала в республиканском конкурсе «Библиотекарь года РТ-2014г.» (победа в номинации), в 2015 году «Лучшая школьная библиотека РТ-2015» (2 место), 2016 году «Буккроссинг»  (Грант 30.000 рублей). Библиотечные сайты и сайт-проекты  из года в год занимают призовые места как в республиканском, во всероссийском, так и в международных конкурсах.

В нашей  библиотеке  мы стремимся развивать творческие способности и познавательные интересы учащихся. Проводим массовые мероприятия, используя  инновационные  формы работы. Оказываем мультимедийную поддержку урока, доклада, реферата, презентации. Создаём собственные ресурсы:  слайд-фильмы, виртуальные путешествия, видеокомпозиции, презентации к урокам информационной культуры, массовым мероприятиям, семинарам и конференциям.

Итоговые проекты нашей работы – создание информационных ресурсов – сайтов  школьной   библиотеки , объединивших проекты учащихся, творческие работы, методические разработки.

Апробация нововведений на практике привела к созданию модели  школьной   библиотеки  нового времени как информационно-досугового  центра, что позволяет грамотно сочетать лучшие старые формы библиотечной деятельности с новыми информационными возможностями.
 ИКТ  стали неотъемлемой частью работы нашей  школьной   библиотеки, проникнув во все традиционные направления ее работы, подняв ее деятельность на качественно новый уровень.

Изучая документы о новом статусе школьного библиотекаря, о введении должности «Педагог-библиотекарь», мы пришли к выводу, что многое из того, что перечислено  в предлагаемой должностной инструкции для педагога-библиотекаря, в нашей школьной библиотеке давно выполняется.

Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Главные задачи  современной  школы – раскрытие  способностей каждого ученика, воспитание порядочного и человека-патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Нам представляется, что важную роль в реализации этой образовательной инициативы должна играть школьная библиотека. Каждая из характеристик «Новой школы» – характеристика и «новой школьной библиотеки» – библиотеки будущего.

15 июня 2016 г. вышел приказ Минобрнауки России №715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров». Информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать организационным и функциональным центром образовательного процесса и обеспечить инфраструктурную основу для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях. Библиотека образовательной организации становится ключевым элементом инфраструктуры системы непрерывного образования в новую эпоху, поскольку, в отличие от предметных занятий, изначально рассчитана на то, чтобы дать каждому знания, соответствующие его индивидуальным запросам. При этом библиотека становится «третьим местом» – общественным пространством, в котором человек реализует себя, развивается и общается и отдыхает, наряду с «первым местом» – домом, и «вторым местом» – работой.

Просмотров: 1481 | Добавил: остаз | Рейтинг: 5.0/1