Паспорт проекта
|
- ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ
|
Название образовательного проекта
|
«Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени»
|
Заказчик проекта
|
Управление образования Лаишевского района Республики Татарстан, МБОУ «ИСОШ» Лаишевского района Республики Татарстан
Юридический адрес: Татарстан, Лаишевский район, село Именьково, ул Школьная, д.3а
Фактический адрес: Татарстан, Лаишевский район, село Именьково, ул Школьная, д.3а
|
Разработчики проекта
|
Гаянова Каусария Гаязовна, педагог-библиотекарь МБОУ «ИСОШ» Диярова Гульфия Исхаковна, заместитель директора по учебной работе, Сайфутдинова Зульфия Зиннатулловна, учитель информатики школы
|
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
|
Цели проекта
|
Формирование ИБЦ с целью достижения качественно нового уровня информационно – библиотечного обслуживания участников образовательного процесса на основе новых информационных технологий с учетом требований ФГОС.
|
Задачи – конкретные и измеримые шаги по достижению цели
|
1 шаг по достижению цели:
Изучение условий реализации проекта. Анализ деятельности библиотеки школы.
•Разработка проекта
•Разработка локальной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность проекта
•Разработка модели ИБЦ реализации проекта
•Создание Координационного совета проекта
•Подготовка родителей и учителей к реализации проекта
•Обеспечение материально-технических условий реализации проекта
•Привлечение муниципальных школьных библиотек к участию в проекте
2 шаг по достижению цели:
•Реализация проекта
•Апробация новой модели ИБЦ
•Создание новых структур ИБЦ:
• «Пространство чтения любимых книг» - рекреация начальных классов;
• «Пространство «Чтение о праве» - кабинет обществознания
• «Пространство чтения «Мой край» - кабинет истории
• «Пространство для чтения» - зона в кабинетах информатики»
3 шаг по достижению цели:
•Анализ деятельности ИБЦ
•Определение перспектив развития проекта
|
Краткое описание проекта
|
«Библиотека должна быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, культурным и досуговым центром». В.В.Путин. Вот эти слова нас и заставили задуматься о будущей нашей школьной библиотеки. Этот проект для нас как перевоплощение от кокона в бабочку.
Механизм достижения поставленных целей представляет собой последовательные, поэтапные действия участников проекта:
Администрация Школы:
1. Изучение основных направлений модернизации школьных библиотек, изложенных в федеральных, региональных и муниципальных документах;
- Анализ деятельности библиотеки за предыдущие годы;
- Определение основных направлений, которые должны найти отражение в проекте «Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени»
- Утверждение нормативных документов, регулирующих реализацию проекта и сотрудничество с партнерами;
- Утверждение продуктов проектной деятельности (модели, механизмы, диагностические материалы, технологии и т.п.);
- Ресурсное обеспечение реализации проекта;
- Ведение мониторингов эффективности деятельности ИБЦ;
- Организация обучения педагогов.
Координационный совет
1.Руководство и контроль реализацией проекта;
2. Ресурсное обеспечение реализации проекта;
3. Сотрудничество с партнерами;
4. Экспертиза продуктов проектной деятельности (модели, механизмы, диагностические материалы, технологии и т.п.);
5. Ведение мониторингов эффективности деятельности ИБЦ.
Научно-методический совет:
- Подготовка аналитической справки о деятельности школьной библиотеки за предыдущие годы и основных направлений проекта «Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени» для общественной экспертизы в рамках участия в конкурсе;
- Уточнение основных направлений проекта;
- Формирование творческих групп по разработке основных направлений проекта;
- Подготовка педагогического совета, на котором педагогическому коллективу представлены направления проекта для обсуждения и рассмотрения;
- Проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов школы.
Педагогический совет:
- Рассмотрение основных направлений проекта «Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени», внесение корректив;
- Рассмотрение и уточнение заданий для творческих групп
|
Новизна проекта или опыт реализации подобного проекта другими организациями, наличие действующего образца
|
В 2009 году была опубликован Проект Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров. Этот документ еще раз подтвердил правильное направление нашей будущей работы. Пилотные регионы изучали данный опыт уже несколько лет. К сожалению, наша республика не смогла стать пилотным регионом, нам оставалось только следить за развитием событий и изучать их опыт. С одной стороны это и неплохо, есть наработки, есть брать пример с кого. Наша Команда, как люди целеустремленные, начала изучать данную тему, разработала проект, защитила данный проект на курсах повышения квалификации в ГАОУ ДПО «ИРО РТ», отправила на экспертизу и получила положительное экспертное заключение ЦДС «Педагогическое мастерство», с данным проектом прикреплены к Региональной инновационной площадке ГАОУ ДПО «Институт развития и образования Республики Татарстан» по направлению «Научно-методическое и организационно-методическое обеспечение инновационных форм, методов, технологий непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников системы образования Республики Татарстан". Далее был составлен дого-вор о сотрудничестве в сфере дополнительного профессиональ-ного образования с Институтом развития образования Республики Татарстан о стажировочной площадке нашей школьной библиотеки- ИБЦ. Уже проведены два стажировочных курса для слушателей курсов повышения квалификации педагогов-библиотекарей и школьных библиотекарей Республики. Педагог-библиотекарь школы Гаянова Каусария Гаязовна прошла аттестацию на высшую квалификационную категорию, дает мастер-классы, читает лекции слушателям курсов повышения квалификации при ИРО РТ. В этом учебном году провела 18 часов таких занятий. Она - победитель республиканского конкурса «Педагог-библиотекарь года», Школьная библиотека стала победителем республиканского конкурса «Лучшая школьная библиотека». Она- победитель Республиканской IT олимпиады по компьютерному многоборью Третьего возраста, ведет около 40 сайтов по разной тематике, в совершенстве владеет информационными технологиями. Все, что зависит от педагога-библиотекаря в ре-формировании школьной библиотеки в ИБЦ сделано, проблема только одна- нужны финансовые вложения для улучшения материально-технической базы библиотеки – приобретения технических средств и оборудования, мебели и комплектования фонда электронных ресурсов. И тогда, школьная библиотека- ИБЦ станет центром вселенной «Школы». Учитель сможет подготовить материалы к уроку, изучить новейшие методики, создать педагогическое портфолио для аттестации. Благодаря электронным сервисам упростится проверка знаний, накопление и распространение наиболее эффективных методик преподавания. Для учеников станет местом для общения и интеллектуального развития, площадкой, где можно научиться применять знания на практике.
|
Социальный эффект при реализации проекта
|
• Создание качественно новой информационно-образовательной среды ИБЦ.
• Повышение уровня информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.
• Формирование необходимых ресурсов библиотеки на основе информационных образовательных ресурсов интернета и социальных сервисов и инструментов интернета.
• Создана единая виртуальная платформа для участников образовательного процесса как площадки для интеграции информационных ресурсов и организации совместной работы, создания и размещения собственных ресурсов всех участников образовательного процесса.
• Повышена квалификация библиотечных и педагогических работников образовательных организаций.
• Создание и деятельность детской общественной организации «Книгоманы».
|
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
|
Проблема и ее актуальность, на решение которой направлен проект
|
XXI век - век информационного общества, это, вероятно, новый тип цивилизации, а поэтому дети должны войти в этот мир хорошо подготовленными, обученными, понимающими смысл и необходимость компьютеризированной реальности. В условиях активной модернизации системы образования совершенствуются структура и содержание общего образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов образовательного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В стандартах второго поколения отражается социальный заказ на воспитание и формирование активных, компьютерно - грамотных и информационно - культурных участников информационного общества. Достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. Проект направлен на модернизацию школьной библиотеки в школьный информационно-библиотечный центр (далее - ИБЦ), вывод её на новый уровень развития; достижение качественно нового уровня информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса на основе новых информационных технологий и методов с учетом требований ФГОС.
|
Разница между тем, как может быть при реализации проекта, и тем, как есть сейчас
|
Опыт работы школьной библиотеки до реализации проекта
|
Что должно измениться в ходе реализации проекта
|
В школе реализуется программа развития библиотеки школы
Направлениядеятель-ности библиотеки:
1. интеллектуальное,
2. просветительское,
3. духовно-нравственное,
4. информационное
|
Разработка и реализация новой модели муниципального информационно – библиотечного центра, что позволит значительно расширить направления деятельности Центра, обновить фонды, увеличить охват учащихся библиотечной деятельностью.
1. Полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание в соответствии с запросами и правилами пользования ИБЦ посредством использования информационных ресурсов ИБЦ на различных носителях: бумажном, магнитном, цифровом, коммуникативном.
2. Формирование информационно – библиографического фонда в соответствии с профилем школы, образовательными программами, направлениями воспитательного процесса, информационными потребностями пользователей.
3. Организация и ведение
справочно-поискового аппарата: каталогов, картотек и баз данных.
4. Участие в воспитательной и гуманитарно-просветительской деятельности, формирование у обучающихся социально-необхо-димых знаний и навыков.
5. Пропаганда нравственных и
культурных ценностей мирового сообщества
|
Оборудование библиотеки
В библиотеке имеется: фонд открытого доступа с абонементом, читальный зал, имеющий 6 рабочих мест, отдел книгохране-ния, отдел медиаресур-сов, автоматизированное рабочее место библиоте-каря, свободный доступ учащимся и педагогам к ресурсам Интернета и медиатеки. В библиотеке МБОУ «ИСОШ» есть воз-можность подключения собственных устройств учащихся к Инетернету через школьную сеть через Wi – Fi. В библио-теке МБОУ «ИСОШ» есть возможность размещения посетителей библиотеки с собственными устрой-ствами с выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в поме-щении библиотеки.
В библиотеке МБОУ «ИСОШ» есть возмож-ность контролируемой печати и копированием бумажных материалов.
В библиотеке МБОУ «ИСОШ» есть возмож-ность предоставления доступа к электронным изданиям, необходимым для реализации ООП, а также электронным информационным и образовательным ресурсам.
Структуры библиотеки
Библиотека – медиатека-1
Буккроссинг-1
Книгохранилище-1
Взаимодействие библиотеки и родителей посредством деятель-ности классного руково-дителя, просветительских мероприятий, проводи-мых библиотекой, проект «Успешное чтение»
|
Новое оборудование ИБЦ
новая библиотечная мебель и оборудование: (стеллажи, каталожный шкаф, настольные лампы);
- технические средства: (6 персональных компьютеров, магнитную доску, сплит-систему, сканер, принтер).
В библиотеке МБОУ «ИСОШ» будет свой издательский центр, возможность выпускать печатную продукцию, брошюровать и ламинировать печатные издания.
Создание новых структур ИБЦ:
«Пространство чтения любимых книг» - рекреация начальных классов- буккроссинг;
«Пространство «Чтение о праве» - кабинет обществознания
«Пространство чтения «Мой край» - кабинет истории
«Пространство для чтения» - зона в кабинетах информатики для чтения электронных книг
Расширение фондов за счет привлечения внебюджетных денежных средств, использования фондов социальных партнеров
Расширение взаимодействия через проект «Модель сетевого взаимодействия участников обра-зовательного процесса»
|
- ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОЕКТА
|
Основные целевые группы, на которые направлен проект
|
Администрация, педагоги, учащиеся, родители
|
Почему выбрана данная целевая аудитория?
|
Учащийся, самостоятельно работая в библиотечно-информационном центре, приобретает здесь возможность читать не только книги, периодику, но и объемную информацию с дисков; прослушивать и просматривать видеозаписи, используя все это для подбора информации к написанию докладов, сочинений, обзоров; для подготовки к урокам диспутам, семинарам и др. Он подбирает здесь разнообразные средства информации к созданию самодельных средств творческой деятельности для учебных или внеклассных потребностей - для общешкольных мероприятий, школьного радио, видеоклуба на базе школы для иллюстрирования выступлений по предмету, доклада на семинаре и пр. Учащийся здесь более самостоятелен в выборе средств, приемов организации деятельности.
В библиотечно-информационный центр школьники приобщаются к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности - работе с информацией: вербальной, образной в форме конкретных образов реальных предметов и условных образов, используемых в различных областях знаний (видеоинформация, аудиоинформация, звуковая, графическая, символическая, текстовая).
Учителя в библиотечно-информационном центре получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Здесь созданы условия и для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во внеклассное время, для создания самодельных средств творческой деятельности самого учителя: аудиозаписей, видеозаписей, компьютерных технологий. Непосредственно из библиотечно-информационного центра учитель может связаться с педагогами других городов, стран, работая в рамках телекоммуникационных проектов. Здесь может проходить и работа с учащимися в рамках проектов. Библиотечно - информационный центр - это качественно новое, экономически и методически обоснованное обеспечение возможностей для самоподготовки учащихся. Учитель может руководить процессом познания, оказывать влияние на формирование новых знаний, умений посредством организации самостоятельных работ учащихся в форме индивидуальных, дифференцированных заданий и заданий для самоподготовки, которые ученики могут выполнять на базе медиатеки с помощью сотрудников библиотечно-информационного центра.
|
- Концептуальные положения проекта
- Актуальность проекта определена:
1. Нормативными документами, определяющими основные направления государственной политики в области образования и развития библиотечного дела.
В федеральном государственном стандарте начального, основного и среднего общего образования существенное место уделено требованиям к условиям реализации стандарта.
Школьная библиотека рассматривается в стандарте как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий его реализации.
В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «... доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».
В стандарт заложены требования об обязательном техническом оснащении Информационно-библиотечного центра (в стандарте для начальной школы – библиотеки) в соответствии с поставленными задачами: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления…». Иными словами – в библиотеке (ИБЦ), как и в учебных кабинетах, должен быть скоростной интернет, достаточно рабочих мест (компьютеров) и доступ к интернету по локальной сети (или через wi-fi) для всех пользователей. Работники ИБЦ (библиотекари, специалисты по чтению, IT-технологиям) осуществляют «информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг…» а сами ИБЦ должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…». Помимо учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем учебным предметам и курсам» фонд школьной библиотеки должен быть укомплектован дополнительной литературой, включая «отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии; правилам безопасного поведения на дорогах, справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся».
В образовательных стандартах в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.
Таким образом, стандарт предъявляет требования к современной школьной библиотеке и определяет необходимость ее модернизации.
Более того, условия, в которых действует образовательная организация: условия малого города, в которых каждое образовательное учреждение является объектом формирования социокультурного пространства – муниципальный информационно-библиотечный центр станет возможностью не только для привлечения социальных партнеров, но и создаст условия для предоставления ресурсоВ школедля других субъектов образовательного пространства города (школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования).
В связи с этим нами представлен проект «Информационно - библиотечный центр в сельской школе - веление времени»
Разработка проекта предполагает создание модели муниципального информационно-библиотечного центра на базе МБОУ «ИСОШ»
2. Значимостью проекта для образовательной организации
Библиотека МБОУ «ИСОШ» является структурным подразделением, наделенный своим функционалом и реализующий ряд учебно-воспитательных функций организации:
- формирование фонда учебно-методических комплектов согласно ООП НОО и ООП ООО
- проведение просветительских мероприятий согласно плану работы библиотеки
- реализация проекта «Успешное чтение»
- проведение мероприятий духовно – нравственного направления
- издательская деятельность
-организация работы читального зала.
Доля читателей-учащихся от общего количества обучающихся равна 100%, доля читателей - работников от общего количества работников МБОУ «ИСОШ» равна 93%, за 3 последних учебных года прослеживается позитивная динамика читаемости. В МБОУ «ИСОШ» за три последних учебных года видна позитивная динамика средней посещаемости.
В субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБОУ «ИСОШ» предусмотрены расходы на комплектование библиотеки, которые имеют позитивную динамику в сторону увеличения.
Тем не менее, в соответствии с требованиями стандартов второго поколения необходимо совершенствование деятельности библиотеки, как ведущего звена учебно – воспитательного процесса по формированию информационной грамотности и информационно- коммуникационных компетенций у всех участников образовательного процесса. Согласно современным требованиям библиотека должна стать не только «местом для чтения», а центром образовательной организации по поиску и предоставлению необходимой информации из разных источников. Более того, в нашем видении, библиотека современной образовательной организации должна работать как ресурсный центр для других образовательных и общественных организаций. Предоставление собственных ресурсов в пользование детским садам, школам, детским общественным организациям, проведение воспитательных мероприятий, инициация деятельности сетевых библиотечных сообществ и проектов в рамках района создадут условия для формирования на базе библиотеки школы муниципального информационно-библиотечного центра.
Все выше названное говорит об актуальности и важности темы проекта и поиска путей решения модернизации школьной библиотеки.
5.2. Цель проекта: создание в школе муниципального информационно-библиотечного центра.
5.3.Задачи:
1. Разработка и внедрение новой модели муниципального информационно-библиотечного центра.
2. Организация современной предметно-развивающей среды в пространстве школы, способствующей приобщению к чтению.
3. Расширение направлений деятельности муниципального информационно – библиотечного центра.
4. Внедрение современных информационных технологий в области библиотечных услуг в деятельность школьного ИБЦ.
5.Расширение библиотечного обслуживания всех членов образовательного пространства (учащиеся, учителя, родители).
- Организация доступа к местным, региональным, национальным и
глобальным информационным ресурсам
7. Формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей
8. Интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства обучающихся.
9. Обновление библиотечных фондов
10. Расширение социального партнерства школы
11. Повышение квалификации педагогов через освоение новых образовательных практик и инструментария силами как внутреннего, так и внешнего по отношению к субъекту сообщества ресурсное обеспечение образовательного процесса (с учетом специфики приоритетных направлений деятельности организации).
- Описание объекта проектирования
Опыт работы библиотеки выявил ряд проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу школы в ходе реализации проекта:
- В практике работы библиотеки недостаточно широко используются достижения и преимущества новых информационно - коммуникационных технологий.
- Несоответствие между современными потребностями учащихся и педагогического коллектива в качественных фондах и их реальным состоянием, имеющиеся фонды не могут удовлетворить все запросы участников педагогического процесса.
- Изолированность библиотеки, недостаточно высокий уровень взаимодействия школьной библиотеки с библиотеками района, что смогло бы обеспечить интеграцию информационных ресурсов с целью обеспечения многообразных информационных потребностей пользователей.
- Недостаточно широкое привлечение родителей к приобщению детей к чтению и руководству чтением обучающихся.
- Недостаток востребованных форм работы библиотеки школы среди современных подростков.
- Ограниченность направлений деятельности школьной библиотеки – ограниченность деятельности из-за отсутствия социальных партнеров.
Пути решения существующих проблем в ходе реализации проекта представлены в таблице.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что создание информационно-библиотечного центра расширяет ресурсы библиотеки, позволяет использовать их в течение полного рабочего дня для всех участников образовательного процесса.
Более того, создание информационно-библиотечного центра и организация научно-методической и научно-исследовательской деятельности на его базе позволит решить следующие проблемы:
-
- несоответствие между многообразием существующих средств образовательных технологий, достаточным уровнем обеспеченности компьютерной техникой и малоэффективным использованием имеющихся информационных ресурсов в образовательном процессе;
- несоответствие между необходимостью широкого использования информационно-коммуникационных технологий и несформированностью информационной образовательной среды, которая позволила бы эту потребность реализовать;
- осознание роли информационно-коммуникационных технологий в качественной организации повышения квалификации педагогических работников, активном распространении опыта педагогов, которые успешно применяют информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности.
Таким образом, создание информационно-библиотечного центра школы на основе материально-технического, информационного переоснащения позволит поднять на качественно новый уровень информатизацию в школе, что отвечает запросам всех участников образовательного процесса.
7. Описание проекта
7.1. Стратегия и механизм достижения поставленных целей (введения данной модели)
Механизм достижения поставленных целей представляет собой последовательные, поэтапные действия участников проекта:
Администрация школы
- Изучение основных направлений модернизации школьных библиотек, изложенных в федеральных, региональных и муниципальных документах;
- Анализ деятельности библиотеки за предыдущие годы;
- Определение основных направлений, которые должны найти отражение в проекте «Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени» Утверждение нормативных документов, регулирующих реализацию проекта и сотрудничество с партнерами;
- Утверждение продуктов проектной деятельности (модели, механизмы, диагностические материалы, технологии и т.п.);
- Ресурсное обеспечение реализации проекта;
- Ведение мониторингов эффективности деятельности ИБЦ;
- Организация обучения педагогов.
Координационный совет
1. Руководство и контроль реализацией проекта;
2. Ресурсное обеспечение реализации проекта;
3. Сотрудничество с партнерами;
4. Экспертиза продуктов проектной деятельности (модели, механизмы, диагностические материалы, технологии и т.п.);
5. Ведение мониторингов эффективности деятельности ИБЦ.
Научно-методическая служба школы (научно-методический совет)
- Подготовка аналитической справки о деятельности школьной библиотеки за предыдущие годы и основных направлений проекта «Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени» для общественной экспертизы в рамках участия в конкурсе;
- Уточнение основных направлений проекта;
- Формирование творческих групп по разработке основных направлений проекта;
- Подготовка педагогического совета, на котором педагогическому коллективу представлены направления проекта для обсуждения и рассмотрения;
- Проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов школы.
Педагогический совет школы
- Рассмотрение основных направлений проекта «Информационно-библиотечный центр в сельской школе - веление времени», внесение корректив;
- Рассмотрение и уточнение заданий для творческих групп.
Творческие группы
Направление работы творческой группы
|
Предполагаемый результат
|
Разработка модели нового муниципального информационно – библиотечного центра
|
Модель муниципального информационно – библиотечного центра
|
Определение новых направлений деятельности муниципального информационно – библиотечного центра, разработка и внедрение технологий работы библиотеки на уроке, во внеурочной деятельности направленных на развитие, социализацию обучающихся
|
Обновление направлений деятельности муниципального информационно – библиотечного центр
Проведение семинаров, мастер-классов по применению образовательных технологий на уроке, во внеурочной деятельности направленных на развитие, социализацию детей с ТМНР
|
Разработка модели и технологии интеграции информационных ресурсов муниципальных библиотек
|
Интеграция информационных ресурсов муниципальных библиотек
|
Разработка системы работы муниципального информационно – библиотечного центра с родителями
|
Создание системы работы с родителями, план работы муниципального информационно – библиотечного центра с родителями
|
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов и электронных образовательных ресурсов в работе ИБЦ
|
Создание электронных дидактических систем педагогов для работы с детьми
|
Разработка мониторинга эффективности ИБЦ
|
Программа мониторинга
|
Отчет творческих групп происходит на научно–методическом совете, педагогическом совете, размещение на сайте школы
7.2. Управление реализацией проекта мы видим следующим образом:
7.2.1. Схема управления на этапе разработки проекта
- сбор информации о состоянии проблемы, анализ опыта работы библиотеки, подготовка аналитической записки (научно-методическая служба школы)
- принятие решений о направлениях Проекта (администрация)
- утверждение приказом Координационного Совета (администрация)
- разработка Проекта (творческие группы)
На данном этапе предполагается интенсивная работа проектной группы, в состав которой входят педагоги, педагог-библиотекарь и администрации школы. Основные формы организации деятельности: совещания, консультации, творческие задания, групповые занятия, мозговой штурм, поиск партнерских отношений, заключение договоров, экспертиза. Результатом этапа является текст Проекта, итогом – его обсуждение различными структурами: научно- методическим советом, педагогическим советом, советом родителей, творческими группами исполнителей.
Проект презентуется педагогическому и родительскому сообществу.
- 2. 2. Схема управления на этапе реализации Проекта (цикл - учебный год)
- сбор информации о необходимых преобразованиях и условиях их осуществления (координационный Совет, администрация)
- анализ полученной информации различными структурами и группами исполнителей (научно-методическая служба школы, творческие группы)
- формулирование проблем, определение затруднений и ресурсов их преодоления; задач и заданий (администрация, координационный совет)
- принятие решений; формирование планов; их сведение в комплексно-целевой программе (администрация, координационный совет)
- исполнение решений (Все участники проекта)
- оперативный мониторинг хода реализации Проекта (Координационный совет)
На этапах реализации предполагается включение в деятельность всего педагогического коллектива и актива родителей через систему групповых и индивидуальных заданий. Каждому структурному элементу или группе предстоит получить информацию, проанализировать ее, выявить возможные проблемы, затруднения и необходимые ресурсы, составить план групповой деятельности. Административная команда будет выполнять функции целеполагания, организации, координации и контроля. Основным средством согласования деятельности структурных элементов станет План реализации программы на текущий год и ежегодная циклограмма совместной деятельности. Средством координации содержания и форм совместной деятельности станет Координационный совет Проекта. Средство контроля – мониторинг хода и промежуточных результатов преобразований. Проектные действия предполагают ежегодную коррекцию деятельности по итогам мониторинговых процедур.
7.2.3. Схема управления на этапе подведения итогов Проекта
- сбор информации об осуществленных преобразованиях, их результатах, эффектах и продуктах (координационный совет)
- анализ полученной информации (методическая служба школы)
- сводный анализ административной группы, определение эффективности преобразований (администрация)
- принятие решений о результатах и проблемах реализации проекта (администрация)
- информирование общественности о результатах реализации проекта (координационный совет, администрация)
- определение перспектив развития проекта (администрация, координационный совет)
На заключительном этапе подводятся итоги реализации проекта, определяются перспективы его дальнейшего развития. Основные формы: совещания, мозговой штурм, фокус – групповые исследования, анализ продуктов мониторинга.
7.4. Описание модели информационно – библиотечного центра
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования изложены требования к информационно-методическим условиям реализации основной образовательной программы, включающие информационно - образовательную среду и учебно-методическое и информационное обеспечение.
Современная информационно-образовательная среда определяется как
совокупность информационно-образовательных ресурсов (в том числе цифровых), технологических средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы), системы современных педагогических технологий.
Роль библиотеки образовательной организации кардинально переосмысливается профессиональными педагогическими и библиотековедческими сообществами. Сегодня, как никогда, важно определение роли и места библиотек в ОО и создание инновационных библиотек школ, в которых интегрировались бы функции информационного, культурного и досугового центров в интересах инновационного образовательного процесса. Инновационные модели библиотек должны быть присущи передовым образовательным учреждениям: лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением отдельных предметов, частным школам.
Переход от традиционной библиотеки к инновационной с использованием сетевых технологий, собственным сайтом, электронным поиском информации и электронным контентом, дает возможность высокого уровня интеграции составляющих библиотечную деятельность. Появляется возможность расширить диапазон деятельности библиотеки образовательной организации.
В связи с этим становится чрезвычайно актуальной проблема повышения статуса библиотек образовательной организации, сопряжённая с соответствующей их модернизацией. Результатом такой модернизации должно стать преобразование всего информационно-библиотечного пространства ОО, превращение его в «центр притяжения» познавательных устремлений учащихся, и, как следствие, в одно из важнейших условий развития их информационно-образовательных потребностей.
Указанные изменения неизбежно ведут и к изменению функций библиотекаря, расширению и усложнению его должностных обязанностей, требуют иного должностного статуса.
Одним из необходимых материально – технических условий реализации основной образовательной программы является наличие в ОО современной модели библиотеки с единым универсальным фондом (как совокупный фонд ОО), включающий учебный фонд и основной фонд на всех носителях информации, фонды учебных кабинетов и т.д. Необходимо наличие оборудованных читальных залов, медиатеки, абонементов основного и учебно – методического фондов. В основу создания нашего муниципального информационно – библиотечного центра были заложены следующие приоритеты, которые непосредственно связаны с библиотечной деятельностью):
- формирование образовательной организации, где будет предоставлена
возможность выбора индивидуальной образовательной траектории каждому;
- обучающемуся, т.е. создание образовательного учреждения с максимальным образовательным пространством для развития личности;
- расширение возможностей образовательного выбора у учеников, особенно при переходе на уровень среднего общего образования, где начинается профильное обучение;
- углубленное изучение предметов (МБОУ «ИСОШ»– военно-спортивный и сельскохозяйственный профиль);
- предоставление новых возможностей для информационной поддержки;
дополнительного образования, расширение спектра кружков и секций, которые учащиеся могут посещать.
Основные цели создания информационно-библиотечного центра:
- Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их равных прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
- Создание единого информационно-образовательного пространства школы;
- Организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
- Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитие их творческих способностей.
- Организация систематического чтения обучающихся, организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотечного центра с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации в поликультурном обществе.
- Совершенствование номенклатуры предоставляемых библиотечным центром услуг в аспекте культурного разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, интеграции в киберпространство; организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учащихся.
Основные функции информационно - библиотечного центра
Аккумулирующая – Центр формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
Сервисная – библиотечный центр предоставляет информацию об имеющихся библиотечно – информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
Методическая – библиотечный центр разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.
Учебная – Центр организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
Просветительская - Центр приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
Воспитательная – Центр способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своей «Малой Родине», школы.
Социальная - Центр содействует развитию способностей пользователей к самообразованию и адаптации в современном обществе.
Координирующая – Центр согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями школы для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации.
Секторы
|
Назначение
|
Функционал
|
Библиотека - медиатека
|
Обеспечение информационно-библиотечными ресурсами всех участников образовательного процесса
|
Педагог-библиотекарь
|
Учебно – методического обеспечения
|
Объединение всех информационных ресурсов (библиотека, учебные кабинеты) в единую базу
|
Педагог-библиотекарь, заместитель директора по УВР
учитель информатики
|
Библиотека – читальный зал
|
Обеспечение информационно-библиотечными ресурсами всех участников образовательного процесса посредством создания новых структур библиотеки: «Пространство чтения любимых книг» - рекреация начальных классов;
«Пространство «Чтение о праве» - кабинет обществознания
«Пространство чтения «Мой край» - кабинет истории
«Пространство для чтения» - зона в кабинетах информатики для чтения электронных книг
|
Педагог-библиотекарь, классные руководители, учителя начальных классов,
Учителя русского языка и литературы
|
Библиотека – сайт «Электронный журнал «Библиотека школы»
|
Обеспечение взаимодействия и информирования всех участников образовательного процесса о деятельности библиотеки, формирование сетевых сообществ
|
библиотекарь заместитель директора по научно-методической работе
|
«Детская общественная организация «Библиоман»
|
Объединение ресурсов школы: материальных, кадровых, методических в просветительской деятельности ИБЦ
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
Возглавляет центр – педагог-библиотекарь. Он может быть выдвинут на должность из сотрудников библиотеки школы, это профессионально подготовленный член ОО, отвечающий за планирование и деятельность центра, работающий в сотрудничестве со всеми членами образовательной организации и поддерживающий связь с другими учреждениями и образовательными ресурсами дополнительного, образования, публичными библиотеками и другими учреждениями культуры, что способствует повышению мотивации учащихся и росту их познавательных интересов.
Основополагающими элементами нашей модели считаем: структурный центр сектор библиотека – медиатека, структурный центр библиотека – читальный зал, и центр учебно – методический фонд.
Далее следует их описание.
Сектор библиотека - медиатека
Фонд: универсальный фонд как совокупный фонд комплекса, включающий основной, учебный (для МБОУ «ИСОШ») и вспомогательный фонды Центра: диатеку, фонотеку, депозитарий краеведческой литературы, фонд литературы коллективного пользования, методической литературы по библиотечной деятельности и т.д.
Направления деятельности сектора:
- развитие фондов и услуг, отражающие культурное разнообразие, включая цифровые и мультимедийные ресурсы;
- выделение ресурсов для сохранения культурного выражения и наследия, уделяя особое внимание устному, местному и нематериальному культурному наследию;
- интеграция в библиотечные услуги программ, поддерживающих образование пользователей, касающихся информационной грамотности, ресурсов культурного наследия;
- стратегическое планирование;
- текущее информирование педагогов (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), избирательное распространение информации;
- дифференцированное информирование руководства ОО; создание библиографической продукции, в том числе рекомендательной;
- (списки, обзоры, информационные бюллетени и т.п.), с использованием методов аналитико – синтетической переработки информации;
- информационная поддержка мероприятий, проходящих В школе (подбор материала, организация книжных выставок и т.д.);
- информационная поддержка проектной, научной и исследовательской
деятельности школьников;
- проведение культурно–досуговых мероприятий (читательские конференции, встречи, фестивали, литературные конкурсы, культурно-просветительская работа);
- проведение библиотечных уроков для развития культуры чтения и
информационной грамотности у учащихся;
- координация работы центра по вопросам организации работы с родителями (семейного чтения);
- совместная работа и обслуживание;
- методическое сопровождение деятельности секторов центра;
- поддержка сайта;
- ежегодный публичный отчет о результатах деятельности Центра.
Сектор медиатеки (Фонд: основной и вспомогательный фонды, максимальное комплектование фонда в электронных изданиях (электронные книги на оптических дисках(CD,DVD), полнотекстовые версии книг, размещенные в Интернете, аудиокниги, фонд.
Сектор «Библиотека – читальный зал» предоставляет соответствующие условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, познавательной, творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию.
Направления деятельности сектора:
- создание электронной версии или базы данных педагогической
- информации как основы единой школьной информационной сети;
- создание информационно-педагогических модулей на различных носителях;
- создание электронного каталога ресурсов сети Интернет;
- создание электронного каталога фонда аудио-, видео- и программной продукции;
- создание электронного каталога учебных фильмов по предметам;
- обеспечение открытого доступа к электронным библиотечным ресурсам учащихся и преподавателей вне зависимости от их удаленности;
- расширение возможностей использования электронной библиотеки в учебном процессе;
- получение компетенций для работы с электронной информацией интернета, универсальными и профессиональными базами данных;
- полезные и познавательные ресурсы интернета для школьников;
- информационная поддержка проектной, научной и исследовательской деятельности школьников;
- создание (на основе имеющихся в медиатеке) методических описаний,
- обучающих программ, видео - и магнитозаписей для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации;
- создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, микрофишей, прослушивания и просмотра магнито- и видеозаписей, работы с компьютерными программами, телекоммуникационными сетями и CDROM-технологиями.
Сектор учебно – методического фонда. Основной и учебно-методический фонд. Полная укомплектованность печатными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана (учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой, материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования, дополнительной литературой, подписными педагогическими изданиями). Помимо учебников и электронных изданий, в фонде должны быть сосредоточены методическая литература, публикации, учебные планы, сборники научных конференций, что отражает содержание учебного процесса в ОО. В универсальный фонд входят фонды учебных кабинетов, документов создаваемых в ОО (публикаций и работ педагогов ОО, лучших работ и рефератов учащихся школы).
Направления деятельности сектора учебно – методического обеспечения ОО:
- накопление, систематизация по предметам, разделам и темам педагогической информации;
- современные процедуры поиска, сбора, анализа педагогического опыта и инноваций, обработки, хранения и предоставления информации;
- аналитическая роспись педагогических статей из сборников научных конференций;
- анализ работы с фондом учебников;
- работа с учителями - предметниками для определения линии комплектования;
- составление предварительного плана учебно – методического комплектования учебными пособиями;
- ведение сводных картотек по учебно – методическому обеспечению ОО на электронных носителях;
- проведение заказа учебно – методической литературы;
- обслуживание читателей: заказ литературы через Интернет, МБА;
- ежегодный отчет о результатах деятельности, с учетом системы
- количественных и качественных показателей работы.
Таким образом, разработка и реализация модели муниципального информационно-библиотечного центра позволит нашей образовательной организации расширить универсальный фонд библиотеки, а так же развить посредством сайта и детской общественной организации развить деятельность центра в рамках района.
7.4. Этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты проекта, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень учебно-методических разработок
Этапы
Сроки
|
Содержание и методы деятельности
|
Прогнозируемые результаты
|
Перечень учебно-методических разработок
|
Подготовительный этап
|
- Изучение условий реализации проекта. Анализ деятельности библиотеки школы
- Разработка проекта
- Разработка локальной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность проекта
- Разработка модели ИБЦ реализации проекта
- Создание Координационного совета проекта
- Подготовка родителей и учителей к реализации проекта
- Обеспечение материально-технических условий реализации проекта
- Привлечение муниципальных библиотек к участию в проекте
|
Подготовка предметной среды школы к реализации проекта
- Регламентация деятельности школы в условиях реализации проекта
- Готовность педагогов к работе с новой структурой библиотеки
- Расширение взаимодействия школы и социальных партнеров
|
- Пакет нормативных документов, регламентирующих организацию ИБЦ.
- Описание модели ИБЦ
- Описание схемы взаимодействия ИБЦ и муниципальных библиотек
|
Практический
|
- Реализация проекта
- Апробация новой модели ИБЦ
- Создание новых структур ИБЦ:
- «Пространство чтения любимых книг» - рекреация начальных классов;
- «Пространство «Чтение о праве» - кабинет обществознания
- «Пространство чтения «Мой край» - кабинет истории
- «Пространство для чтения» - зона в кабинетах информатики»
|
|
- Наличие методических разработок реализации деятельности муниципального информационно- библиотечного центра
|
Итоговый (Аналитический)
|
- Анализ деятельности ИБЦ
- Определение перспектив развития проекта
|
|
- Сборник материалов проекта
|
|