В связи с внедрением Интернет-технологий в учебный процесс новой школы изменились и образовательные цели, которые в значительной степени направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации.
Все изменения, которые происходят в школьном образовании, вносят изменения в деятельность и организацию школьной библиотеки. Она становится важным звеном в образовательном процессе и приобретает функции информационного центра, который
- Накапливает и систематизирует все виды информации;
- Обучает работе с информацией;
- Использует современные мультимедийные технологии;
- Предоставляет свободный доступ ко всем источникам информации, в том числе и Интернет-ресурсам, для обучения и самообразования.
Наша библиотека одной из первых школьных библиотек района стала использовать ИКТ в своей деятельности. Техническое оснащение отеки биб-лиотеки : 2 ноутбука с подключением к Интернет, принтер, сканер, телевизор, видео, переносная мультимедийная установка. Библиотека имеет доступ к образовательным ресурсам в Интернете – это позволяет получать дополнительную информацию для пользователей, накапливать и формировать информацию для использования в учебном и воспитательном процессе
Освоение персонального компьютера, овладение приемами поиска в сети Internet, освоение прикладных программ способствовало изучению и освоению информационно-коммуникационных технологий. Веяние времени и потребности школы подтолкнули к применению ИКТ во всех сферах библиотечного дела. Основа изменений, происходящих в деятельности библиотек – разумное внедрение новых технологий во все сферы ее деятельности.
Дети увлечены информационными технологиями, меньше читают, поэтому мы используем различные формы работы для привлечения к чтению: проводим викторины с показом презентаций, конкурсы на лучшую компьютерную рекламу книги, конкурсы буктрейлеров, различные флешмобы, беседы у книжной полки тоже сопровождаются презентациями, созданными самими детьми.
Компьютеризация школы и библиотеки позволяет учащимся хорошо выступать на конкурсах, олимпиадах, отлично сдавать ЕГЭ.
Школьная библиотека нового типа должна разумно соединить лучшие традиции библиотечного дела и информационно-коммуникационные технологии. Вся работа нашей школьной библиотеки ведется в системе и по следующим направлениям:
- создается и регулярно пополняется информационно – поисковый аппарат библиотеки ;
- ведется электронный каталог в программе ЭФУЛ, ведется электронная картотека газетно-журнальных статей для учителей и учащихся.
К фондам школьной библиотеки адаптированы разработки уроков информационной культуры, библиографические игры, практические занятия, коучинги, мастер-классы.
Использование ИКТ дает возможность максимально качественно и разнообразно решать поставленные в информационной и массовой работе задачи.
Новые технологии позволяют уйти от традиционной системы работы. Проектная деятельность – основа инновационной работы нашей библиотеки.
Один из первых проектов «Роль библиотечных сайтов в информационной, образовательной и воспитательной работе школы» был представлен на XI республиканском конкурсе «Использование современных ИКТ в образова-тельной деятельности», в номинации «За внедрение ИКТ в профессиональ-ной деятельности» проект стал победителем.
В 2014 г. наша библиотека участвовала в республиканском конкурсе «Библиотекарь года РТ-2014г.» (победа в номинации), в 2015 году «Лучшая школьная библиотека РТ-2015» (2 место), 2016 году «Буккроссинг» (Грант 30.000 рублей). Библиотечные сайты и сайт-проекты из года в год занимают призовые места как в республиканском, во всероссийском, так и в международных конкурсах.
В нашей библиотеке мы стремимся развивать творческие способности и познавательные интересы учащихся. Проводим массовые мероприятия, используя инновационные формы работы. Оказываем мультимедийную поддержку урока, доклада, реферата, презентации. Создаём собственные ресурсы: слайд-фильмы, виртуальные путешествия, видеокомпозиции, презентации к урокам информационной культуры, массовым мероприятиям, семинарам и конференциям.
Итоговые проекты нашей работы – создание информационных ресурсов – сайтов школьной библиотеки , объединивших проекты учащихся, творческие работы, методические разработки.
Апробация нововведений на практике привела к созданию модели школьной библиотеки нового времени как информационно-досугового центра, что позволяет грамотно сочетать лучшие старые формы библиотечной деятельности с новыми информационными возможностями.
ИКТ стали неотъемлемой частью работы нашей школьной библиотеки, проникнув во все традиционные направления ее работы, подняв ее деятельность на качественно новый уровень.
Изучая документы о новом статусе школьного библиотекаря, о введении должности «Педагог-библиотекарь», мы пришли к выводу, что многое из того, что перечислено в предлагаемой должностной инструкции для педагога-библиотекаря, в нашей школьной библиотеке давно выполняется.
Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и человека-патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Нам представляется, что важную роль в реализации этой образовательной инициативы должна играть школьная библиотека. Каждая из характеристик «Новой школы» – характеристика и «новой школьной библиотеки» – библиотеки будущего.
15 июня 2016 г. вышел приказ Минобрнауки России №715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров». Информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать организационным и функциональным центром образовательного процесса и обеспечить инфраструктурную основу для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях. Библиотека образовательной организации становится ключевым элементом инфраструктуры системы непрерывного образования в новую эпоху, поскольку, в отличие от предметных занятий, изначально рассчитана на то, чтобы дать каждому знания, соответствующие его индивидуальным запросам. При этом библиотека становится «третьим местом» – общественным пространством, в котором человек реализует себя, развивается и общается и отдыхает, наряду с «первым местом» – домом, и «вторым местом» – работой. |